Создание и использование электронных выставок в библиотеке
Время диктует нам необходимость перемен, которые должны произойти в деятельности библиотек. Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: как изменить рутинную работу в библиотеке на яркую и творческую профессиональную жизнь. Сочетание традиционного и нового подразумевает активное внедрение новых технологий и в выставочную работу. Прежде всего — это электронные технологии. С ними появился в обществе новый уровень коммуникативных потребностей и возможностей.
Подробнее поговорим о нетрадиционных книжных выставках с использованием новых компьютерных технологий.
Что же представляет собой электронная книжная выставка?
Электронные выставки (виртуальные) — это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации.
Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации.
Использование компьютерных технологий в выставочной деятельности публичных библиотек в настоящее время означает, как правило, графическое оформление заголовков, цитат и иллюстраций
Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» — электронной презентации. В настоящее время этот формат нами широко используется. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие — отдельные издания и/или авторов.
Основными элементами, составляющими электронную выставку являются зрительный ряд и текст.
Зрительный ряд представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.).
Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и библиографических описаний.
Опыт работы по созданию электронных выставок в программе «PowerPoint» позволяет предложить некоторые условия, обеспечивающие зрительный комфорт и рекомендации по анимационному оформлению текстов:
Условия, обеспечивающие зрительный комфорт:
- яркость объекта должна лежать в разумных пределах;
- контрастность изображения относительно фона необходимо выбиратьс учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;
- размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет и на скорость и правильность восприятия информации, зрительное ощущение нарастает и спадает на протяжении 0,5 секунды.
При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра.
- Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» — по буквам — замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение.
- При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения.
- Размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.
- Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой. При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами:
- красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы;
- целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст.
Темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно.
Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий.
Уже существуют различные модели электронных выставок:
- выставка-вопрос;
- выставка-цитата;
- выставка-хроника;
- выставка-викторина;
- выставка-кроссворд;
- выставка-иллюстрация
Основа их всё та же — совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал.
Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности, а именно:
1. Использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, — всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку — всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.
2. Выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете — познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.
3. На обозрение может быть представлено большое количество книг.
4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.
5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
6. Возможность разработки электронных выставок как выездных. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
7. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.
Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе.
Простейшая электронная выставка может быть создана в формате «Power Point». В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Натальи Владимировны Збаровской приведён алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок.
I. Разработка модели электронной книжной выставки:
- Выберите тему вашей электронной выставки.
- Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.
- Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.
- Составьте схему выставки.
II. Техническая подготовка проекта.
- Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы.
- Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.
III. Оформление работ в формате Power Point.
- Создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.
- Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации.
- Проведите предварительный просмотр выставки.
- Исправьте замеченные вами недостатки.
- Подготовьте электронную выставку к показу.
На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.
Выставки — кроссворды, викторины, вопросы, игры, советы являются диалоговыми выставками и предполагают обратную связь с читателями.
Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, участия сотрудников смежных отделов (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки, информационной грамотности читателей.
Виртуальная выставка «Прогулки с говорящим котом» - первая в работе Омской центральной системы муниципальных библиотек.
(Мешкова Н. О. Виртуальная реальность одной выставки / Н. О. Мешкова //Молодые в библиотечном деле. 2004. – № 5-6. – С. 108-110.).
Выставка знакомила читателей с новой на тот момент детской суперсерией издательства «Дрофа». Герой одной из книг кот Потопотун проводит для ребят экскурсию по дворам и дворикам Острова читателей и знакомит с книгами о детях и взрослых, весёлых соседях; с книгами о пушистых, лохматых, мохнатых; со страшилками-смешилками; с замечательными сказками на новый лад.
Занимался её созданием отдел дизайна и методический отдел. Предварительно был написан сценарий, произведён подбор книг, разработана стилистика выставки, определены герои, их образ, продуманы последовательность и сочетание движений персонажей, количество анимационных заставок. Далее оставалось самое сложное — всё задуманное реализовать технически.
P.S. Краткое описание наиболее интересных выставок удобно представлять по плану:
- Название выставки,
- Форма выставки
- Читательское назначение,
- Цель выставки,
- Задачи выставки,
- Проблема выставки,
- Месторасположение выставки,
- Разделы выставки,
- Используемые цитаты,
- Оформительские средства,
- Библиографическое обеспечение,
- Средства рекламы,
- Сопутствующие мероприятия,
- Оценка эффективности выставки.
Список используемой литературы:
- Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек/ Н. В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).
- Матлина С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные/ С. Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – С.19-21. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып. 19).
- Пантюхова, Т. Каждый проект- это образ моря с иллюзией движения : [лицей № 28 города Нижнего Новгорода, методические рекомендации по организации выставочной деятельности, создание выставки-проекта и выставки-инсталляции] [Текст] / Т. Пантюхова// Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 66-68. – Библиогр.: с. 68. – ил.
- Дети, компьютер и детская библиотека: сб. ст. и докладов ведущих специалистов ЛОДБ / сост. Т. Н. Третьякова. – СПб.: ЛОДБ,2002. – C. 61. – (Вып.1).
Составитель: зав. отд. «Информсервис» Толикова Ж. Ю.